Психология розыгрыша

Какое психологическое объяснение можно дать такому явлению, как розыгрыши?
Любите ли Вы, когда Вас разыгрывают?
Устраиваете ли сами розыгрыши другим?
В чём секрет «удачного» розыгрыша?
Какова грань, отделяющая розыгрыши от жестоких издевательств?

Какие бывают розыгрыши

Розыгрыш в словарях определяют как шутку с целью одурачить, поставить в глупое, неловкое положение. Хотя надо сказать, иногда розыгрыш затевается с целью доставить радость разыгрываемому человеку. Например, кого-то друзья заманивают под каким-то предлогом в определенное место, а там для него организовано празднование его дня рождения.

В любом случае розыгрыши связаны с игровым поведением, поэтому их больше любят и организуют дети и молодежь. Розыгрыши также любят в актерской среде и устраивают их даже на сцене во время спектакля, предоставляя своему коллеге выкручиваться из нестандартной ситуации.

В каждом розыгрыше есть доля агрессии, поскольку разыгрываемого человека ставят в необычную ситуацию, из которой ему надо выйти, не потеряв лицо. По этой причине большинство людей не организует розыгрыши и не желает быть объектом розыгрыша.

Веселые розыгрыши, так, чтобы всем было смешно — большая редкость, чтобы их придумать и осуществить нужен самый настоящий талант.

Розыгрыши условно можно разделить на несколько групп:
— на добрые, безобидные (они короткие, больше относящиеся к шуткам или сюрпризам). Основной мотив таких розыгрышей — желание поднять настроение для всех участников. Здесь важно, чтобы тот кто приготовил розыгрыш, хорошо знал разыгрываемого, что он действительно «оценит» шутку;
— легкие розыгрыши, но унижающие человека, для которого они предназначены. Это такие розыгрыши, когда вроде и безобидно, а осадок остается… Здесь наслаждение от розыгрыша получает «шутник», а вот разыгрываемый скорее огорчение;
— злые розыгрыши. Они приводят «жертву» в состояние стресса, унижают ее — или нелепым положением, или продемонстрированным страхом, или неадекватной реакцией (причем степень такой неадекватности по-разному оценивается сторонами розыгрыша). Часто такие действия заранее спланированы, и, весьма вероятно, что скрытым или явным мотивом в этом случае является садизм.

Как разыграть, не обидев человека?

В общем и целом способность разыграть и не унизить зависит от эмпатии, психологической зрелости и общей культуры того, кто разыгрывает. Отношение к розыгрышам очень субъективно, так как кто-то считает, что то или иное действие — просто милый безобидный прикол, а кого-то это же может очень больно задеть.

Прежде чем составлять сценарий розыгрыша, нужно разбираться в том, кого Вы собираетесь разыгрываешь: что ценно для этого человека и это лучше не трогать; что для него интересно и где его «белые пятна», в которых как раз он может «просветиться» благодаря розыгрышу. Розыгрыш можно считать удавшимся, если человек получает в нем небольшое открытие для себя, и ему от этого весело, а не стыдно, печально или больно.

Не очевидные опасности розыгрышей

Для того, кто разыгрывает, розыгрыш — это возможность сказать то, что обычно сказать не получается. Поэтому можно утверждать, что чем жестче, злее, обиднее розыгрыш, тем больше в нем агрессии в сторону разыгрываемого, которую выразить по другому человек не умеет или не хочет.

В результате неудачного или злого розыгрыша может произойти то, что психологи называют «обнуление уважения». Понятно, что речь идет об уважении со стороны разыгрываемого к тому, кто разыгрывает. Причем это не разочарование, а именно потеря уважения, потому как, чтобы разочароваться, надо до этого испытывать очарование. Ясно, что при более близких и трогательных отношениях и степень неудовлетворенности бездарным розыгрышем может быть гораздо выше, чем при отношениях отстраненных.

Психологические механизмы розыгрыша

Розыгрыш это форма обмана, содержащее в себе действия для реализации агрессивных импульсов, которые могут не осознаваться. Есть две стороны: тот кто проявляет агрессию и получает облегчение (смех в данном случае свидетельствует о физиологическом облегчении) и сторона, в чей адрес агрессия была направлена. Здесь реакции могут быть различными, от ответной агрессии до аутоагрессии (тот же смех).

Розыгрыш требует креативного поведения у всех участников. Участникам иногда надо разыгрывать несвойственное им поведение.

Розыгрыши — это формы выражения агрессии, индивидуальной или коллективной. А вот какой агрессии и по отношению к кому или чему, это уже другой вопрос. Каждый случай стоит исследовать отдельно.
А судя по тому,что существует целая индустрия по организации розыгрышей,то агрессия еще и востребована, и значит есть на нее запрос.
Интересно, что цены на жестокие розыгрыши в два с половиной раза ниже, чем на добрые (смотрите, например, здесь).

Это заставляет задуматься: с одной стороны. есть надежда, что добро в мире по прежнему котируется выше, а с другой стороны, жестокость эти дорогие ростки добра может просто задавить своим количеством.