10 причин для возникновения страха клоунов

strashnye-klouny

Коулрофобия — так по-научному называется страх клоунов. И для возникновения такого страха есть свои психологические причины.

Казалось бы, клоун – всего лишь человек с ярким макияжем и в нелепой одежде, но, тем не менее, корни коулрофобии прячутся глубоко внутри нас.

1. Улыбка. Нарисованная улыбка

Неестественно то, что клоун улыбается всегда. Подсознательно мы понимаем, что эта яркая накрашенная улыбка является поддельной. И, соответственно, нам трудно определить, какую настоящую эмоцию испытывает человек.

Джонни Депп утверждал, что, когда он был ребенком, он боялся клоунов. Его пугало именно то, что он не мог определить, действительно ли клоуны счастливы или, скрывая свои настоящие чувства, они готовы напасть.

kloun

Эта поддельная улыбка заставляет многих людей чувствовать себя некомфортно. Будучи социальными существами, мы читаем эмоциональные сигналы, позволяющие нам взаимодействовать друг с другом, и рассчитываем на их точность. Доктор Джордан Гейнс Льюис писал , что нарисованная улыбка клоуна ограничивает наши возможности интерпретации его истинных эмоций. Кроме того, она как бы приглашает нас улыбаться в ответ в не зависимости от содержания разговора.

Представьте себе общение с человеком, который не перестает улыбаться ни на мгновение во время обычной беседы. Будете ли Вы чувствовать себя уютно?

2. Непредсказуемость.

Существенной частью представления клоуна является непредсказуемость его дальнейших действий. Он может облить водой из обычного цветка, прикрепленного к рубашке, вытащить из кармана кусок пирога и бросить его в собеседника или устроить что-либо не менее эксцентричное. Но такое поведение не считается нормальным.
Обычные люди испытывают тревогу и зарабатывают стресс, когда их жизнь непредсказуема, нестабильна или небезопасна. Так что ничего удивительного, что взаимодействие с клоунами может быть пугающим.
Как написано в статье, опубликованной в журнале Scientific American, клоуны — это «обманщики», чьи маски дают им ощущение незнаказанности.

3. Непознаваемость.

Доктором Пенни Кертис из Университета Шеффилда был проведен опрос 250 детей в возрасте от 4 до 16 лет, находившихся в больнице, в оформлении которой на стенах было несколько картин с клоунами. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство этих детей находят их чем-то «пугающим и непознаваемым».

Смотреть на картинку с клоуном не то же самое, что смотреть на картину котенка, например. Дети и взрослые, глядя на изображение котенка, автоматически понимают, что перед ними именно котенок. А изображение клоуна показывает абстрактное существо, которое трудно классифицировать, почти как изображение инопланетянина.
Но в отличие от воображаемого существа с другой планеты клоуны реальны.

4. Трудность сочувствия.

kloun

Человек хочет сочувствовать другому. Сопереживать и понимать. Несмотря на то, что мы имеем представление о разнице между самим актером и тем персонажем, которого он изображает, в отношении клоунов мало кто понимает, чем эти люди мотивировались, выбирая карьеру.

В книге «Новые идеи в психологии» исследователь Фрэнсис МакЭндрю объясняет различные состояния, которые представляют собой «ужас». Одно из таких состояний – когда Вы чувствуете смутную угрозу, но сигналы недостаточно четкие, чтобы спасаться бегством. Таким образом, вы оказываетесь в состоянии дискомфорта и неловкости, которое испытываете в присутствии клоуна.
Когда МакЭндрю опросил людей по поводу разных профессий, клоуны оказались более «жуткими, чем могильщики и таксидермисты.

5. Массовая истерия.

В социологии и психологии массовой истерией называется феномен, при котором определенная группа людей идентифицируют для себя какое-то явление или другую группу людей в качестве угрозы. Независимо от того, насколько нелогичен может быть этот страх, он может привести пусть к неширокому, но все же распространению паники.

В 2016 году стало появляться все больше и больше видеоматериалов и сообщений о странных и пугающих вещах, которые совершают люди в костюмах клоунов. В статье в National Geographic, социальные медиа обвиняются в вызывании массовой истерии, связанной с клоунами. клоуна
«клоуном истерия».

Однако особенности распространения вирусных видео в том, что появившийся феномен чаще бывает представлен в существенно больших масштабах, чем это есть на самом деле. Это касается и ряженых клоунов на улицах некоторых американских городов. В то время как большинство из них просто слонялись и иногда пытались мелко напакостить, все они были подозреваемы в преступных намерениях. Многие люди пытались защитить своих близких от потенциальных атак клоуна.

В штате Алабама несовершеннолетние, одетые как жуткие клоуны, были обвинены в «террористических угрозах», в то время, как они развлекались, срывая занятия и пугая учащихся с коулрофобией.

6. Попкультура.

У человека может быть два типа страха: врожденный и приобретенный. Примером врожденного страха будет страх
высоты. Такой страх является нормальной частью наших инстинктов выживания.
Коулрофобия является прекрасным примером приобретенного страха. Один из примеров – история Гейси, серийного убийцы, который был одет как клоун во время совершения преступлений. Его история стала топливом для кошмаров у многих людей, которые ранее, возможно, не испытывали никаких чувств по отношению к клоунам.

В последующие годы его преступления стали основой для создания нескольких фильмов ужасов, в которых клоуны стали главными персонажами.
Однако, в популярной культуре этот страх перед клоунами не нов. Джозеф Гримальди, один из первых известных клоунов,
умер от алкоголизма. Его воспоминания редактировал Чарльз Диккенс отвечал за редактирование воспоминаний Гримальди и он включил в книге цитату Гримальди, ставшую широко известной: «Я мрачен весь день , и все же я заставляю вас смеяться всю ночь».
Возможно, это был один из первых взглядов общества в скрытую темноту, таящуюся за счастливым макияжем клоуна. Английский профессор Эндрю Макконнелл Стотт считает, что в том числе и Диккенс ответственен за разжигание искры страха перед клоунами в обществе.

7. Детская травма.

В документальном фильме «Lady is scared to death of Clowns — Coulrophobia», отснятом National Geographic, рассказывается о женщине, которая действительно имела в детстве травму, связанную с клоунами. С тех пор она кричит и плачет от страха, когда видит их. Ее приводят в состояние тревоги даже игрушки и изображения клоунов, использование которых — часть ее терапии. Испуганная женщина может держать клоуна только вместе с психологом.

Еще одна пациентка с coulrophobia вспоминает о том, как в 1960 — е годы, будучи ребенком, она сидела на коленях у отца слишком близко к клоуну во время представления и видела, как он хмурится, несмотря на его нарисованную улыбку и, кроме того, от него также пахло алкоголем. Она запаниковала, а на нее начали ругаться. Иллюзия счастливого клоуна была разрушена, и этот неприятный опыт привел ее к страху перед клоунами.
Вполне вероятно, что многие другие люди с коулрофобией имели подобные случаи.

8. Чувство собственного достоинства.

Во многих культурах на протяжении всей человеческой истории, шуты, юродивые и клоуны призваны были помочь окружающим, укрепляя их чувство собственного достоинства. Предполагалось, что это люди становятся более уверенными в себе, когда смеются над кем-то, кто хуже них.

В исследовании, проведенном Фондом Феодоре, исследователи посещали вместе с клоунами детские больницы в Онтарио в Канаде. Они отметили, что дети могут чувствовать себя лучше, если они могут смеяться над кем – то и чем-то, что кажется им глупым. Это дает неизлечимо больным детям отчаянно необходимое чувство уверенности в своих силах.

kloun

Тем не менее, такой тип юмора не является лучшим для среднего человека.Согласно современной психологии, люди, которые действуют с позиции превосходства по отношению к другим, на самом деле чувствуют себя далеко не так небезопасно и склонны искать подтверждения своего превосходства у этих других.

Как утверждает в своих публикациях Беркли, счастливые люди не чувствуют потребность быть выше других.
Короче говоря, обычный человек с нормальным чувством собственного достоинства не стремится смеяться над кем-то таким, как клоун. И те люди, которые не хотят или не нуждаются в такого рода юморе в своей жизни, они чувствуют себя неудобно в соседстве с клоуном, который пытается выглядеть глупо.

9. Не смешно.

Чувство юмора человечества за последнее время претерпело существенные изменения. На это влияюи и текущие события, и естественная эволюция вкуса.

Например, примером «фарса» можно считать падение клоуна на банановой кожуре или удары по голове гигантским бутафорским молотом. Такого рода представления перестали быть популярны, так как в обществе появилось гораздо больше сочувствия к боли других людей.
Так что наш дискомфорт, связанный с клоунами, может частично быть связан с культурными изменениями в том, что мы находим смешным.

kloun

В своем интервью Линда Родригес Макробби упоминает, что в 1960-е годы был внезапный рост популярности клоунов. Макробби считает, что их популярность была просто прихотью и что теперь общество возвращается в свое нормальное состояние, при котором клоуны выглядят не смешно, а глупо или неудобно. И дети, и взрослые чувствуют тревожность и страх в ситуациях, когда они не уверены, как реагировать. В том числе, если от них ожидается, что они будут смеяться, если они сами не находят ничего забавного.

10. Теория Фрейда

В 1919 году всемирно известный психолог Зигмунд Фрейд объяснял, что мы можем быть напуганы чем-то знакомым и незнакомым в одно и тоже время. Для иллюстрации этого предположения он использовал гипотетический пример человека с отрезанной головой или конечностями.

Фрейд утверждает, что мы в первую очередь сосредотачиваемся на тех частях тела, которые отсутствуют, вместо тех, которые остались нетронутыми.

Пример из реальной жизни: многие дети пугаются, когда они видят ампутантов, потому что не могут понять, что с этим человеком не так. И такой же ли это человек, как другие. Также многие взрослые в подобных ситуациях чувствуют неудобство и дискомфорт.

Профессор Гарвардского университета Стивен Шозман применил эту теорию Фрейда к клоунам. Он объясняет, что клоун имеет сходные черты с человеком -рот, нос, уши, руки, ноги и волосы. Тем не менее, части тела клоуна подчеркнуто увеличены — гигантские ботинки, аномально большие губы, нарисованные на неестественно белом лице, и огромный красный нос.
Так же, как в примере с ампутированной конечностью, люди в других замечают различия гораздо более легко, чем сходства. Это и вызывает дискомфорт.

Источник